Пн-вс: 10:00—21:00
whatsapp telegram vkontakte email

Биография Лии Ахеджаковой: личная жизнь, мужья, причины отсутствия детей

Биография

Детство и семья

Лия Ахеджакова родилась 9 июля 1938 года в городе Днепропетровске. Интересуясь биографией Лии Ахеджаковой, поклонники актрисы хотят узнать не только детали ее личной жизни, но и увидеть фото ее родителей и понять, кем они были. Рассказываем: семья актрисы была напрямую связана с миром искусства.

Мама Ахеджаковой, Юлия Александровна, выступала в Адыгейском драматическом театре. Отчим Меджид Салехович, ставший девочке отцом, занимал пост главного режиссера Адыгейского областного театра им. Пушкина. Однако родители вовсе не хотели, чтобы дочь шла по их стопам. Напротив, и мать, и отец Ахеджаковой были убеждены: путь актера сложен и тернист, а стоит ли считать театральное искусство «надежной» профессией – вообще большой вопрос.

image Лия Ахеджакова в молодости и сейчас

Важно помнить и то, что в послевоенные годы жизни людям искусства нельзя было позавидовать: почти все они были обречены на полуголодное существование, а о теперешнем лоске и богатстве не могло идти и речи. Отец настойчиво рекомендовал дочери присмотреться к более «серьезным» профессиям – ведь можно стать инженером или врачом.

Сегодня бесконечно можно задавать вопрос, как сложилась бы судьба Лии Ахеджаковой, если бы она прислушалась и выбрала другой путь – очевидно, ее биография и личная жизнь были бы совершенно иными. Однако с раннего детства Лия отличалась вольнодумием – и к окончанию школы будущая актриса точно поняла, что театральное искусство для нее первостепенно.

Когда семья переехала в Адыгею, Лия записалась в местный кружок актерского мастерства. Однако не надломиться под натиском отца было невозможно: он настойчиво просил дочь сменить специальность и не идти в актрисы. Не в силах противостоять его воле, Лия уехала в Москву, где поступила в Институт цветных металлов и золота.

image Лия Ахеджакова

Ахеджакова горячо отдалась новому делу – с такой ответственностью она относилась ко всем задачам, появлявшимся на ее пути. Она осваивала науку о сплавах, изучала методы добычи полезных ископаемых, но параллельно не расставалась с мечтами своего юношества.

Поэтому вскоре она начала играть в спектаклях институтской самодеятельности. Успешность постановок, радость от контакта с публикой и эйфория от пребывания на сцене – все это привело к тому, что Ахеджакова забрала документы и поступила в ГИТИС. Институт студентка окончила в 1962 году с отличием.

image Лия Ахеджакова в молодости

image
image

Национальность, родители

Отец Ахеджаковой, Меджид, появился на свет в крестьянской семье в адыгейском ауле Псейтук. Поэтому многие считают, что адыгейкой является Лия Ахеджакова. Национальность ее, однако, установить можно лишь наполовину. Точно известно, что мать ее — русская, родом из Днепропетровска. По крайней мере, наполовину является русской и Лия Ахеджакова. Национальность отца точно не установлена, поскольку неизвестно, кем он был. Меджид стал для девочки отчимом. Однако Лия Ахеджакова (национальность которой порой ошибочно определяют, основываясь на том, что отцом ее является Меджид) всегда относилась к нему как к родному. Представим несколько фактов из биографии этого человека.

Актерская карьера

Еще, будучи студенткой ГИТИСа, Ахеджакова стала выступать в ТЮЗе. Ее первой работой стал образ мальчика Тараса Бобунова в спектакле «Будьте готовы, Ваше высочество!».

С коллективом ТЮЗа у Лии были особые отношения – впоследствии актриса с теплом рассказывала о годах работы с труппой этого столичного театра. Оставшись там на целых шестнадцать лет, Ахеджакова не просто стала ведущей актрисой Театра Юного Зрителя, но и получила признание как профессионал своего дела.

Кроме работы, с ТЮЗом связана и другая важная часть биографии Лии Ахеджаковой – ее личная жизнь: фото с первым мужем актрисы Валерием Носиком относятся именно к этому периоду.

Лия Ахеджакова — актриса театра и кино

Однако в 1977 году Ахеджакова перешла в «Современник» – там ей предоставили возможность играть по-настоящему большие роли. Одной из самых интересных работ актрисы стала, пожалуй, роль в постановке «Квартира Коломбины». В этом спектакле Ахеджакова сыграла сразу четыре главные роли.

В своем втором театре Лия осталась уже на двадцать пять лет, иногда работая на сценах других театров и, конечно, активно снимаясь в кино. Ахеджакова попробовала себя не только на сцене, но и в озвучке – в кукольном спектакле «Песня о Волге, или Сталинградская битва» голосом актрисы разговаривала Муравьиха-мать.

Лия Ахеджакова в спектакле «Игра в джин»

В семидесятые годы уже известной в театральном кругу Ахеджаковой начинают поступать предложения о киносъемках. Актрисе почти никогда не доставались крупные кино-роли. Но парадокс в том, что персонажи Ахеджаковой полюбилась зрителями – и иногда они были даже ярче, чем героини первого плана.

«Современник»

Очень важное решение приняла Лия Ахеджакова. Биография ее после этого пошла по другому пути. Актриса направилась в «Современник», понимая, что необходимо начать все с чистого листа. Здесь Лия сидела долго без работы, считая, что никому не нужна. Однако, как ни странно, отчаяние, боль, неуверенность в себе иногда для творческой личности даже полезны. Неизвестно, из какого «сора» выросли «цветы» Лии Меджидовны.

Она считает своим учителем А.В. Эфроса, хотя на его курсе формально не училась. Он часто подвозил ее на машине и произносил за это время блистательные монологи, вслух проговаривал коллизии будущих постановок. Девушку восхищало то, как остро он все чувствовал и понимал, насколько сильно любил своих актеров, зная при этом недостатки каждого. В представлении Лии Эфрос — тонкий психоаналитик. К каждому, с кем ему приходилось работать, он умел подобрать свой ключик. Лия Меджидовна считает, что уроки этого человека бесценны.

Фильмография

Первую драматическую роль Ахеджакова исполнила в фильме «Ищу человека» (1973), в котором рассказывается о жизни и поисках людей, разлученных из-за войны. Тогда, возможно, ее и заметил режиссер Эльдар Рязанов – именно в его киноленте актриса снимется спустя два года.

Знаменитая «Ирония судьбы, или С легким паром!» стала знаковой ролью для Ахеджаковой. После этого, предложения от режиссеров актриса стала получать регулярно, а с Эльдаром Рязановым продолжила плодотворное сотрудничество.

Лия Ахеджакова в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Примерами выдающейся работы артистки могут быть и такие киноленты, как «Служебный роман», «Москва слезам не верит», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Отпуск за свой счет» и «По секрету всему свету».

Какой бы образ не создавала актриса, будь это эксцентричная секретарша Верочка, следящая за последними новинками моды, или руководительница агентства знакомств («Это же не брачная контора, а клуб!») – она неизменно запоминалась и нравилась публике.

Актриса не прекратила кинокарьеру даже после распада Советского Союза. Относительно новыми работами Ахеджаковой можно считать картины «Любовь-морковь 3», «Старые клячи», «Книга мастеров».

Лия Ахеджакова и Кристина Орбакайте в фильме «Любовь-морковь 3»

Лия Ахеджакова сейчас

Легендарная актриса редко снимается в передачах и фильмах, её новым увлечением стало садоводство, она выращивает всевозможные виды экзотических растений.

Последней знаковой работой актрисы стала кинокартина «Мамы», которая принесла ей награду “За свой выдающийся вклад в искусство” и звание “Народной артистки Российской Федерации”. Ахеджакова снялась в биографическом фильме «Лето» режиссёра Кирилла Серебренникова, который был посвящён одному лету из жизни популярного рок-музыканта Виктора Цоя, а в 2021 году фильм был в номинации на кинофестивале в Каннах.

Личная жизнь

Помимо яркой биографии, у Лии Ахеджаковой была еще и насыщенная личная жизнь. Актриса трижды была замужем.

Первым супругом Ахеджаковой стал Валерий Носик. С ним актриса познакомилась в Театре Юного Зрителя, когда они оба были еще студентами. Впоследствии пара расскажет, что их отношения не отличались особенной романтичностью.

Лия отдала более опытному Носику всю поэтическую чувственность первой любви, и вскоре актер сделал возлюбленной предложение руки и сердца. Супруги стали жить в квартире Ахеджаковой – ее дочери купили родители, специально для этого уехавшие на север на заработки.

Лия Ахеджакова и ее первый муж — Валерий Носик

Однако отношения пары были далеки от идеальных. Носик, почувствовав приближение популярности, с головой ушел в богемные круги. Будучи популярным в театре, Носик прослыл душой компании и скоро стал заявляться домой в нетрезвом виде. Разговоры не помогали, и последней каплей терпения стал любовный роман, который Носик завел прямо на работе.

Не выдержав предательства, Лия собрала вещи и… покинула собственную московскую квартиру. Заниматься приземленной «дележкой» актриса тогда не хотела. Впрочем, вскоре от проблем ее отвлек новый роман – она увлеклась художником Борисом Кочейшвили. Именно он стал вторым мужем актрисы.

Лия Ахеджакова и Борис Кочейшвили

Но и второй брак не был достаточно счастливым. Ахеджакова старалась быть музой и поддержкой для своего возлюбленного, и даже начала обивать пороги чиновников, желая добиться признания для Бориса. Именно благодаря ее стараниям художника заметили и пригласили на выставку в Париж. Однако это лишь усугубило положение: Кочейшвили начал относиться к Лии еще холоднее, чем прежде. Ахеджакова вновь подала на развод.

Однако на этом изменения в личной жизни и биографии Лии Ахеджаковой еще не закончились – ей предстояла встреча с последним мужем, с которым актриса вместе и по сей день. Избранником стал фотохудожник Владимир Персиянов, буквально упросивший возлюбленную стать его женой – ведь после второго брака Ахеджакова зареклась выходить замуж.

Лия Ахеджакова и ее супруг — Владимир Персиянов

Поэтому ни о какой пышной свадьбе не могло идти и речи – актриса считала это пошлостью. Ахеджакова не только скрывала фото с мужем, но даже не рассказала отцу о своем решении расписаться с Персияновым. Похоже, что на этот раз актрисе повезло: Лия Меджидовна признается, что она счастлива.

Конечно, всех поклонников Лии Ахеджаковой волнует не только ее личная жизнь и рабочие детали биографии, но еще и ее дети. Однако ни в одном из трех браков Ахеджакова так и не решилась на рождение ребенка.

Из интервью Ахеджаковой можно понять: актрисе жаль, что в ее столь яркой жизни так и не появилось детей.

Лии Ахеджаковой бог не подарил детей

Та, кто любит извиняться

Следующий период жизни Ахеджаковой, пожалуй, известен всем и без нашего рассказа. Большую часть известных ролей в театре ей дали режиссеры Роман Виктюк и Галина Волчек, а в кинематографе Ахеджакова стала звездой для другого мэтра, уже упомянутого Эльдара Рязанова.

Впрочем, даже здесь все снова получилось «одинаково»: секретарша Вера из «Служебного романа» вполне могла забежать на Новый год к своей подруге Наде из «Иронии судьбы», а потом дослужиться до младшего научного сотрудника Малаевой из «Гаража».

Нам же интересен последний период жизни актрисы, когда стареющая Лия Меджидовна решила взвалить на свои плечи всю боль вины и весь груз ответственности за Россию — хотя никто ее об этом не просил.

Возможно, подлинный перелом в ее жизни случился 4 октября 1993 года — в тот трагический день Ахеджакова в эфире РТР назвала защитников Дома Советов «оскалившимися озверевшими мордами». И даже пошла на прямой подлог, заявив, что сторонники российского парламента «убивали теток, которые за копейки стерегли пальто в гардеробе Останкино».

ТАСС / Сенцов Александр

Своим лживым выступлением актриса внесла лепту в раскручивание маховика гражданского конфликта, который в тот самый день вступил в самую кровавую фазу. Так или иначе, президента Бориса Ельцина Ахеджакова поддерживала до самого конца, называя его не иначе как «наш президент» — и даже не думая извиняться.

Эта аберрация между двумя сугубо различными понятиями, «мой» и «наш», с течением времени в голове Ахеджаковой только нарастала. Но понадобились два десятка лет, чтобы эта путаница достигла терминальной стадии.

В январе 2013 года знаменитая и многими все еще очень любимая актриса взяла вдруг слово и… осудила принятие в России закона, запрещающего усыновление российских детей-сирот гражданами США. Ахеджакова назвала его «абсолютно людоедским и подлым» и призвала принять участие в протестах против него.

Считая, что в США «нашим детям будет лучше», она зачем-то «расписалась» за все российские семьи, желающие иметь приемных детей. Учитывая, что сама Лия Меджидовна бездетна и никогда не проявляла желания усыновить ребенка, ее слова выглядели совсем уж нелепо.

Прошел всего год, и Ахеджакова решила извиниться за «агрессию России против Украины». Она одной из первых подписала коллективное письмо, адресованное творческим деятелям «незалежной», в котором фактически осуждалась т. н. «российская военная интервенция на Украину».

ТАСС / Сергей Фадеичев

При этом ни референдум в Крыму, ни гражданская война в Донбассе, ни тысячи политзаключенных на территории постмайданной Украины Ахеджакову, похоже, не интересовали. Судьба миллионов соотечественников для нее потерялась где-то между «наш» и «мой».

В июне 2015 года в интервью телеканалу «Дождь» Ахеджакова принесла публичные извинения «народу Армении за российскую агрессию и оккупацию». Тут уж в недоумении оказалась вся закавказская республика, поскольку из контекста было плохо понятно, где же искать в Ереване «Вежливых людей», пытающихся «захватить» союзника России по ОДКБ.

Судя по всему, внутри Ахеджаковой, в каком-то наивном детском мирке все еще живет актриса-травести. В том же 2014 году она прочитала в эфире «Эха Москвы» стих «Реквием по МН17», где от лица России взяла на себя ответственность (!) за сбитый над Донецкой областью малайзийский Boeing, да еще и назвала защитников ДНР «террористами».

И вновь «мое мнение» внезапно превратилось в мозгу Лии Меджидовны в «позицию всей России». Заметим, что она метнулась извиняться за целую страну до всякого суда, до объявления итогов расследований. Однако вовсе не изъявила желания хоть как-то лично заплатить за якобы «очевидную нашу вину».

ТАСС / Александра Яковлев

Политические взгляды

Когда отношения России и Украины стали более напряженными, Ахеджакова сделала ряд ярких заявлений, которые СМИ тут же охарактеризовали как «проукраинские». Многие российские поклонники тут же превратились в недоброжелателей, а некоторые вежливо называли Ахеджакову «запутавшейся» и ждали ее публичного покаяния.

В июле 2014 года Ахеджакова прочитала стихотворение «Реквием» Андрея Орлова, посвятив его пассажирам погибшего малазийского лайнера Boeing-777. Стихотворные строки недвусмысленно намекают на то, что трагедия лежит на совести России, а самому автору «горько» принадлежать к русскому народу.

Лия Ахеджакова на митинге

В октябре 2021 года в сети появилась информация, что Ахеджакова подписалась под петицией, призывавшей Совбез ООН принять специальную резолюцию о запрете авиаударов и гуманитарных конвоев в Сирии. Это событие вызвало резко негативную реакцию от многих российских ценителей творчества актрисы, по мнению которых Лии Меджидовне не стоило высказываться о политике.

Из-за этих двух событий симпатия российской аудитории к Лии Ахеджаковой явно поубавилась: не самые удачные фото актрисы разлетелись по сети; в грубых формах ей советовали заняться своей личной жизнью и биографией, и даже упрекали в отсутствии детей.

Лия Ахеджакова

Интересные факты

  • Национальность Лии Ахеджаковой даже в советское время волновала зрителей не меньше, чем биография и личная жизнь актрисы. Отвечаем: звезда советского кино – адыгейка, хоть и родилась на Украине, а большую часть жизни прожила в России.
  • Впервые на съемочной площадке Ахеджакова появилась в фильме «Возвращение» (1968), где актриса предстала в образе мальчика – она играла сына главного героя. Интересно, что и на сцене театра первым заданием Ахеджаковой было сыграть мальчишку.
  • В начале девяностых Ахеджакова удостоилась премии «Ника» за роль второго плана в киноленте «Небеса Обетованные» Эльдара Рязанова. В фильме, кстати, вместе с Лией сыграл и ее отчим. Вторая премия «Ника» была вручена актрисе уже в двухтысячных за комедию «Изображая жертву».
  • На тот момент, когда Ахеджакова и Персиянов приняли решение связать себя узами брака, актрисе было 63 года. Интернет буквально взорвался от этой новости. Большинство пользователей поддерживали актрису в ее решении и поздравляли ее, но не обошлось и без осуждающих комментариев.

Народная артистка Лия Ахеджакова https://youtu.be/https ://youtu.be/CeNZxpUkkM4

Особенности героинь, сыгранных актрисой

Все героини этой актрисы немного смешные и нелепые. Вспомним Лию хотя бы в фильме Гинзбурга «Крутой маршрут», в марширующей колонне зэчек. Даже здесь она выбивается из общей массы! Лия и в арестантской робе — «красная строка» и «курсив». И так происходит в любом спектакле!

Талант Лии Меджидовны является демократичным в высшей степени, понятным каждому зрителю, а вместе с тем тонким и умным. Она как будто говорит от имени народа, мудра его мудростью. Ее комедийные персонажи глубже, шире того, что было указано в сценарии или пьесе. Однако большой, настоящий успех приходит к Лие тогда, когда она сама является соавтором своей роли. Так было в картине «Персидская сирень» (режиссер ее — Мильграм) или в фильме Волчек «Мы едем, едем, едем».

Героини этой актрисы — бедолаги, которые из одной неприятности попадают в другую. Однако любим мы их именно за то, что они несчастные, некрасивые, неловкие. Восторг наш на самом деле вызывает то, что они при неприспособленности и неумелости вдруг выживают, выстаивают и в итоге побеждают вопреки всему.

Ее Вера Семенихина из картины Л. Хейфеца «Восточная трибуна» — прожектерка и максималистка, мечтательница, которая при этом твердо стоит на ногах, работает санитаркой на скорой. Вера при внешней непритязательности — тонкий самобытный философ, стойкий человек. Битая жизнью, она остается рыцарем с кодексом чести.

Лишь усиливали стремление Лии Ахеджаковой стать героиней комедийный природный дар и внешность травести. Это рождало клоунскую эксцентрику. Маргарита Мостовая из спектакля 1987 года «Стена» — смешная, нелепая и неуклюжая эстрадная дива из провинции, которая чувствует себя едва ли не Эдит Пиаф. Конечно, это выглядит пародией, шаржем, карикатурой. Р. Виктюк, режиссер, довел способность Лии превращать невозможное в достоверное до цирковой кондиции.

Еще одна замечательная роль этой актрисы — Пульхерия Ивановна («Старосветская любовь»). В ней ощущается безоглядная самоотдача и жертвенность, она печется до самой смерти не о себе, а о своем суженом. За домовитостью и внешней несуразностью, за всем житейским скрывается талант человечности и мудрости, жар сердца и души.

Словно локатор, Ахеджакова улавливает токи окружающей жизни. Лия относится к числу редких актрис, которые на экран и на сцену привнесли тип чаплиновской героини, на авансцену выдвинули второстепенных людей. Лицо из массовки благодаря Ахеджаковой обрело убедительность и центростремительную силу.

В биографии Ахеджаковой настоящим прорывом после «Квартиры Коломбины» были роли в пьесах «Подсолнухи» (2002 год) и «Предупреждение малым кораблям» (постановка 1997 года). Персонажи, сыгранные ею (Клер и Леона Доусон), — истинно трагические и глубокие. И Клер, и Леона пережили многое и сумели отказаться почти от всего. Они стали выше житейских побед и поражений.

Ссылка на основную публикацию
Похожее