Пн-вс: 10:00—21:00
whatsapp telegram vkontakte email

Актёр Александр Збруев: биография, жёны, дети, фото

Збруев Александр Викторович — известный советский и российский актёр театра и кино и телевидения. Стал Народным артистом РСФСР в 1989 году. Является одним из самых ярких представителей отечественного кинематографа. Снимался во многих фильмах и сериалах.

image Народный артист РСФСР

Детство и юность Збруева Александра Викторовича

Российский актёр театра и кино Збруев Александр Владимирович родился 31 марта 1938 года в Москве. Отец будущего артиста, Виктор Алексеевич Збруев, был заместителем наркома связи в СССР, а также работал председателем строительного управления Наркомсвязи. В 1937 году мужчину арестовали и через пару месяцев расстреляли. На тот момент маленькому Саше было всего полтора месяца. Мать Александра, Татьяна Александровна Фёдорова, имела дворянские корни, получила актёрское образование в школе-студии им. Бориса Чайковского. После этого всю жизнь работала актрисой. Также много времени посвятила работе на кинофабрике имени Чайковского.

Александр Збруев в молодости

Вскоре семью партийного деятеля Виктора Збруева выслали в Ярославскую область. Маленький Саша с матерью поселились в Рыбинске. Только после окончания Великой Отечественной войны матери-одиночке с сыном удалось вернуться в свою квартиру на Новом Арбате. Однако им предоставили лишь одну комнату коммуналки, так как в остальных уже проживали другие люди. Там жил сын Татьяны от первого брака по имени Евгений. В детстве Александр Збруев был очень непослушным и недисциплинированным ребёнком. Будущий актёр театра и кино часто был задействован в уличных драках. Все своё детство и подростковый возраст Александр провёл в компании дворовых ребят. Збруев очень плохо учился. Более того, его дважды оставляли на второй год. По всем предметам у будущего российского артиста были двойки. У него не было энтузиазма к учебному процессу.

Александр Збруев в молодости

Александр Викторович вспоминает, что в подростковом возрасте он обворовал соседей. Об этом инциденте он вспоминает с большим стыдом и утверждает, что больше никогда не брал чужого. Также Збруев в крайне раннем возрасте попробовал алкоголь. Матери Александра было очень сложно воспитывать самостоятельно. Особенно важным фактором стало плохое поведение сына.

Несмотря на плохую успеваемость в школе, будущий актёр театра и кино был одним из лучших представителей профессионального спорта. Артист добился успехом в боксе, а также получил первый юношеский разряд по гимнастике. Все свободное время Александр Збруев уделял гимнастике и другим видам спорта. Юный Саша был самым грозным подростком на районе. Частенько его называли «Интиллигент». В 1958 году жизнь российского артиста постепенно стала меняться в другую сторону. После окончания восьмого класса Збруев собирался уйти из школы. Он считал, что дальнейшее обучение абсолютно не имеет смысла. Более того, у парня совершенно не было планов по поводу дальнейшей карьеры. В будущем артист хотел работать водителем грузовика. Однако, к счастью, мать и старший брат Саши заставили его доучиться в девятом классе.

Улыбка Александра Збруева

Подруга матери будущего артиста посоветовала ему театральное училище имени Щукина. Вскоре Александр стал учиться на курсе Владимира Этуша. Отметим, что в тот период он уже служил в театре имени Е.Б. Вахтангова.

Мать Александра Викторовича очень хотела, чтоб он поступил на актёрское. Причиной является то, что она сама ранее была актрисой. Вскоре в 1961 году юный Саша окончил училище. После этого он сразу был принят в театр имени Ленинского комсомола.

В студенческие годы артист театра и кино кардинально изменился. Александр Збруев перестал употреблять алкоголь, избавился от замашек дворового хулигана и сосредоточился на карьере. Искусство стало смыслом его жизни. Все своё время он уделял именно актёрской деятельности.

Фото Александра Збруева до и после пластики

Конечно же, когда заходит речь об известных персонах в почетном возрасте, большинство поклонников гадают о том, были ли какие-то влияния на внешность со стороны медицины. В таком случае, журналисты и поклонники творчества, начинают сравнить снимки за различный период. Иногда из-за этого появляются неоправданные слухи и домыслы.

Как вы понимаете, фото Александра Збруева до и после пластики обретают популярность все больше. Но, как заявляет сам актер, он не делал никаких операций, а хороший внешний вид удалось сохранить благодаря занятиям спорта в молодости и правильному питанию. Тут же, Александр добавляет, что не стоит забывать о состоянии своей души – ведь можно оказаться старым в сорок лет, и быть очень молодым в восемьдесят. Не оставляет в стороне и собственную веру – Збруев православный, и считает, что это помогает ему держать себя в строю.

Театральная карьера Александра Викторовича Збруева

В 1953 году юный Збруев сыграл Собаку Акбилека в спектакле под названием «Чудесная встреча». Сразу же после окончания театрального училища имени Щукина Александр Викторович Збруев начал активно работать. Российский артист был принят в театр Ленинского комсомола. На протяжении двух лет российский актёр театра и кино играл только второстепенные роли. Он постепенно набирался опыта и занимался усовершенствованием. Александр наблюдал за более опытными актёрами, старался стать похожим на них. В 1963 году сотрудником театра Ленинского комсомола стал известный режиссёр Анатолий Эфрос. Именно Эфрос утверждал, что у Александра Збруева есть огромный творческий потенциал.

В 1961 Александр Викторович сыграл второстепенную роль в спектакле «Наташкин мост» Эмиля Брагинского.Через год получил одну из ролей в спектакле «Центр нападения умрёт на заре».

Вскоре российский артист сыграл главную роль молодого Лермонтова в пьесе Ремеза и Чеботаревской «О Лермонтове…». Именно после этой работы юный Александр стал действительно популярным. Через несколько месяцев он сыграл в спектакле под названием «Мой бедный Марат», тоже поставленном Анатолием Эфросом. В шестидесятых годах Збруев часто появлялся в театральных постановках Марка Захарова и Анатолия Эфроса.

Александр Збруев

Например, в 1963 году произошла премьера театральной постановки «Двадцать лет спустя». Артист сыграл Моисея. В 1964 году сыграл Володю Белова в спектакле «До свидания, мальчики!». В этот же период был задействован в театральной постановке «104 страницы про любовь» Эдварда Радзинского. В этом году Александр Збруев сынов в спектакле «В день свадьбы» Виктора Розова.

В следующем году получил роль в спектакле под названием »Снимается кино…» Эдварда Радзинского. Режиссером стал известный Анатолий Эфрос. В 1965 он подучил главную роль в спектакле «Мой бедный Марат».В 1966 году сыграл сына Бабичевых в спектакле «Судебная хроника».

В 1967 году Александр Викторович сыграл второстепенную роль в спектакле «Дым Отечества» К. Симонова. В 1968 сыграл Сашку Таранца в спектакле «Жених и невеста». В следующем году был задействован в спектакле «Прощай, оружие» по роману Э. Хемингуэя. В 1971 российский и советский артист сыграл Роберта в спектакле «Лабиринт» Анатолия Софронова. В 1972 году сыграл Макара в театральной постановке «В этом милом, старом доме». В 1975 году Александр Збруев сыграл второстепенную роль в спектакле под названием «Иванов» А. П. Чехова. В этот же период — роль Пауля Крамера в спектакле «Ясновидящий» Лиона Фейхтвангера. В 1977 году опытный актёр сыграл главную роль в спектакле «Хория».

Александр Збруев в спектакле «Женитьба»

В 1983 году — участие в спектакле «Оптимистическая трагедия».

В 1986 года получил роль Андре Марти в театральной постановке «Диктатура совести».

В этот период сыграл Клавдия в спектакле «Гамлет». Получил роль в спектакле «Карманный театр» «Мудрец». Среди работа Александра Викторовича Збруева спектакли »Школа для эмигрантов», »Варвар и еретик» Ф. М. Достоевского, «Шут Балакирев», «Ва-Банк», «Вишневый сад» А. П. Чехова, »Борис Годунов» А. С. Пушкина, »Князь» Ф. М. Достоевского и многие другие.

Збруев в спектакле «Вишневый сад» Ленком

На сегодняшний день российский актёр театра и кино Александр Збруев продолжает играть, как в классических, так и современных спектаклях. Несмотря на пожилой возраст, артист все ещё гастролирует.

Збруев в спектакле «Вишневый сад» Ленком

Театр

Молодой эмоциональный актер сразу прижился в труппе. Два года Александр играл второстепенные роли, наблюдая и перенимая опыт старших коллег, пока в 1963 году в театр не перевелся режиссер Анатолий Эфрос, разглядевший в юном Збруеве большой потенциал. Так актер, до этого часто воплощавший «возрастных» персонажей, получил первую главную роль молодого Лермонтова в пьесе Ремеза и Чеботаревской «О Лермонтове…», где предстал перед публикой в образе романтичного и пылкого дворянина. После премьеры постановки Александр сразу же стал известным в театральных кругах.

Александр Збруев в спектакле «Мой бедный Марат»

Еще одну яркую роль Збруев получил через два года в спектакле «Мой бедный Марат», тоже поставленном Анатолием Эфросом. Укреплению славы и популярности молодого Збруева поспособствовал блистательный режиссер Марк Захаров, каждая постановка которого собирала аншлаг. Этот гений сцены оценил пластичность и талант к перевоплощению артиста.

Александр Збруев на театральной сцене

В театре имени Ленинского комсомола Александр Збруев работает до сих пор. Порой поступали предложения от конкурирующих театров, но актер остался верен сцене, сделавшей его знаменитым. Сейчас Александр участвует как в классических спектаклях (как, например, «Вишневый сад»), так и в современных, с которыми артисты выходят на родную сцену и выезжают на гастроли.

Александр Викторович Збруев в кино

Неоднократно Александр Викторович Збруев снимался в кино. Он принимал участие и в съёмках мелодрам, и в детективах и в других жанрах кинематографа. Первый дебют Збруева в кино состоятся в 1962 году. Он снялся в киноленте «Мой младший брат». Коллегами по съемочной площадке стали Андрей Миронов и Олег Даль. Эта работа побила все рекорды советского кинематографа. Ее посмотрели более двадцати миллионов зрителей. Вскоре артист сыграл роль лейтенанта Мотовилова в фильме «Пядь земли».

Дебют Збруева в фильме «Пядь земли»

В 1999 году вместе с популярными артистами принял участие в проекте Виктора Мережко и композитора Евгения Бедненко «Поют звёзды театра и кино». Он успешно где выступил на концертах в амплуа исполнителя песен. Вскоре в Соединённых Штатах Америки был посвящён специальный продублированный диск «Радио МПС».

Александр Збруев — фильм «Антрацит» (1971)

С 2000 по 2004 год набрал и вёл актёрскую мастерскую в Российской академии театрального искусства. Он являлся руководителем курса. Збруев был преподавателем всего один учебный год.

Александр Збруев в фильме «Свободное падение» 1987

Ежегодно Александр Збруев снимался в десятках различных ролей. Артисту удавалось перевоплощаться и в негативных, и в позитивных героев. В период восьмидесятых он снялся в киноленте «Кольцо из Амстердама». Стал известным благодаря ролям в фильмах «Семь часов до гибели», «У опасной черты», «Успех», «Батальоны просят огня», «Зина-Зинуля», «Попутчик» и в других. Чаще всего Збруев играл положительных героев.

Александр Збруев — «У опасной черты» (1983)

В период девяностых Александр Збруев редко появлялся в кино. Он получал только второплановые роли. Причиной этому послужило то, что Александр наотрез отказывался сниматься в детективах, которые на тот период находились на пике популярности. Он снялся в главной роли киноленты «Ты у меня одна». Через несколько лет Збруев снялся в мелодраме «Все будет хорошо». Его коллегами стали Ирина Мазуркевич, Анатолий Журавлев, Михаил Ульянов и многие другие.

Александр Збруев — «Ты у меня одна» (1993)

В 2004 году в средствах массовой информации появилась шокирующая новость. Стало известно, что Александр Викторович Збруев покидает кино. После этого российскому актёру театра и кино стали предлагать десятки престижных ролей. Артист согласился лишь на одну из них. Он снялся в документальном фильме «Мечта одинокой женщины». Кинолента была посвящена семидесятилетнему юбилею Збруева.

Александр Збруев

Вскоре была распространена информация о том, что артист серьезно более. Предполагали, что у него рак. Однако эта информация не подтвердилась. Также ходили, что Збруев страдает от проблем с сосудами и от склероза. После многолетнего перерыва Александр вернулся в кино в 2014 году. Он получил главную роль в фильме под названием «Кино про Алексеева».

На сегодняшний день артист регулярно появляется на телевидении, в различных программах. В минувшем году Збруев стал гостем передачи Татьяны Устиновой «Мой герой». Также в 2021 году Александр снялся в биографическом документальном фильме канала «ТВ Центр» под названием «Александр Збруев». Известными работами с участие актера являются Филёр», «Убить дракона», «Маэстро вор».

Отметим, что в 1995 российский актёр театра и кино занялся предпринимательством. Вместе со своими друзьями в подвале «Ленкома» Александр открыл Театральный ресторан актёров Москвы.

Александр Збруев в роли Ганжи в фильме «Большая перемена» (1973) и сейчас

Неоднократно Збруев снимался в телеспектаклях. Впервые дебютировал в такой работе в 1971 году. Снялся в роли Марата в телеспектакле «Марат, Лика и Леонидик». В 1980 принят участие в работе под названием «История кавалера Де-грие и Манон Леско». В следующем году его пригласили в телеспектакль «Именем любви и солнца». В 2004 году снялся в спектакле «Ва-банк». Последним телеспектаклем с участием Александра Збруева стал «Все оплачено» в 2015 году.

Биография

Обычно аисты, когда разносят младенцев, не заглядывают в корзинку. Но один из них был слишком любопытным: младенец показался ему настолько красивым, что он решил нарушить инструкцию и выбрать ему лучшую семью. Александр Збруев стал известным на весь Советский Союз благодаря роли в фильме «Мой младший брат». Последующие фильмы: «Большая перемена», «Одинокая женщина желает познакомиться», и другие…, продолжали увеличивать его успех и популярность в кино.

Награды и достижения Збруева Александра Викторовича

За десятки лет творческой деятельности Збруев Александр Викторович получил множество наград и премий. В 1989 году был удостоен звания Заслуженного артиста РСФСР. Вскоре в списке наград Збруева появилась Государственная премия России, Орден Почета, два Ордена «За заслуги перед отечеством» и другие почётные награды.

Виктор Алексеевич Збруев при награждении орденом «За заслуги перед Отечеством»

Биография Александра Збруева

Личная жизнь Александра Викторовича Збруева

Российский актёр Збруев Александр Викторович дважды был женат. Первой супругой Александра стала актриса Валентина Малявина. Они поженились в 1959 году. К сожалению, их брак распался в 1963 году. Второй женой Збруева также стала артистка, Людмила Савельева. Их бракосочетание состоялось в 1967 году.

Александр Збруев и Людмила Савельева

В этом браке родилась дочь Наталья, однако вскоре возлюбленные развелись. Также у Збруева есть дочь Татьяна от внебрачных отношений с актрисой Еленой Шаниной. Она родилась в 1993 году. На сегодняшний день дочь Александра также является актрисой «Ленкома».

Личная жизнь

Первой женой Александра стала его коллега по сцене Валентина Малявина. Семейная жизнь в студенческие годы у актера не сложилась. Брак двух молодых людей продлился 4 года, с 1959 по 1963.

Александр Збруев и Валентина Малявина

Через несколько лет после расставания Збруев завел роман с другой коллегой по сцене, Людмилой Савельевой, которая блестяще исполнила роль Наташи Ростовой в киноэпопее «Война и мир» режиссера Сергея Бондарчука. Эти отношения привели к свадьбе, которую актеры сыграли в 1967 году. Спустя некоторое время у четы родилась дочь, которую назвали Натальей. Девушка попробовала себя в актерской карьере и снялась в картине «Если верить Лопотухину».

Александр Збруев с женой Людмилой Савельевой

Казалось, личная жизнь Збруева складывается счастливо, но позднее дочь начала испытывать проблемы со здоровьем. Как утверждают родители, Наталья получила травму головы от случайного падения. Позднее Александр Збруев в интервью обмолвился, что в свое время Наталья пережила разочарование в любви, которое повлияло на всю ее дальнейшую жизнь. Дочь живет вместе с родителями, своей семьи она не создала.

Также у Александра Збруева есть внебрачный ребенок, дочь от короткого романа с актрисой Еленой Шаниной. Девочка родилась в 1993 году, а после окончания школы пошла по стопам родителей, дебютировав в театре «Ленком». Людмила Савельева первое время не знала о романе мужа на стороне. Но ей удалось сохранить брак с Александром.

Александр Збруев и Елена Шанина

Новым поколением в актерской династии стали не только дети Збруева. Любовь телезрителей заслужил и внучатый племянник Александра Петр Федоров, главными фильмами которого стали «Клуб», «Сталинград» и «Обитаемый остров».

Александра Збруева называют мужчиной без возраста, а коллеги утверждают, что у артиста «ген Питера Пена». Поклонники по-прежнему узнают в нем того Ганжу, которого в начале 70-х полюбила вся страна. При этом ни о какой пластике речи не идет. По словам актера, его поддерживает та спортивная закалка, которую он получил в молодости, и интерес к жизни.

Александр Збруев с дочерью и Еленой Шаниной

Александр не остается в стороне, когда актерский цех несет невосполнимые потери. Уходят друзья, уходят коллеги, память о которых хранит в своем сердце артист. О смерти актрисы и режиссера Веры Глаголевой, с которой его свела судьба 20 лет назад в киноленте Тиграна Кеосаяна «Бедная Саша», Збруев выразился как о событии, находящемся за пределами его понимания.

Александр Викторович Збруев сегодня

На сегодняшний день Александр Викторович Збруев регулярно появляется на телевидении. В этом году ему исполнилось восемьдесят лет. Артист сыграл в известном спектакле «Борис Годунов». Как известно, он категорически не любит поздравлений и считает это лишней тратой времени. Збруев регулярно занимается спортом, поэтому находится в отличной форме. Представители Первого канала посвятили легендарному артисту документальный фильм «Три истории любви».

Несколько лет назад Збруев закрыл принадлежащий ему «Театральный ресторан актёров Москвы». Все свободное время актёр театра и кино уделяет своей семье.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Александру Збруеву

Александр Збруев достаточно красивый мужчина. Многие женщины, которые проживали в СССР, стремились узнать о своем любимом актере как можно больше информация. Интересными были и физические данные артиста, в том числе его рост, вес, возраст. Сколько лет Александру Збруеву в то время мог сказать практически каждый ценитель советского кино. «Александр Збруев – фото в молодости и сейчас» — и сегодня является популярным запросом в сети Интернет.

В этом году Александр Збруев отметил свой восьмидесятилетний юбилей. В своей почетный возраст актер выгляди очень хорошо.

Рост Александра Збруева составляет 175 сантиметров, весит актер около 72 килограммов.

По знаку Зодиака актер относится к упорным, настойчивым, честным Овнам. И восточный гороскоп Тигра внес в характер актера неумение проигрывать.

Автор: Александр ПРОХОРОВ 01.05.2000

Татьяна СЕКРИДОВА,
обозреватель «Совершенно секретно»

Его голову почти не тронула седина, и лицо не изрезали морщины. Все та же запоминающаяся улыбка, на которую невольно отвечаешь. Только грусть в глазах стала еще глубже. Хотя… Стоит заговорить с ним о любви и женщинах – они тут же загораются, становясь искушенно-озорными.

– Когда меня спрашивают: «Что для вас женщина?» – теряюсь, не зная, что ответить. Да все! Жизнь, кислород, кровь… Все, что мы, мужчины, делаем в этом мире, – все для Нее…

Любовью освещена вся его жизнь: она соединила его родителей, разрушив узы предыдущих браков. Она помогла ему появиться на свет, а его матери – Татьяне Александровне – пережить арест и расстрел мужа, многолетнюю ссылку, вырастить сыновей – настоящих мужчин и известных актеров. Кстати, добрая половина ролей, сыгранных Александром в театре и кино, – тоже о любви. «Два билета на дневной сеанс», «Большая перемена», «Романс о влюбленных», «Мелодии белой ночи», «Одинокая женщина желает познакомиться», «Желание любви», «Ты у меня одна»…

ЖИЗНЬ, КОТОРОЙ ЕГО ЛИШИЛИ

Еще совсем недавно такую родословную приходилось скрывать, поскольку уходила она корнями в старомосковское дворянство. Его дедушка по материнской линии был адвокатом с солидной практикой и клиентурой. Мама окончила высшие актерские курсы при кинофабрике Чайковского. Вместе с ней учился и был ее большим другом известный киносказочник Александр Роу. И она даже успела сняться в нескольких немых кинофильмах… Но, выйдя замуж за Виктора Збруева, оставила свои актерские притязания и посвятила себя семье. Хотя осталась заядлой театралкой и сохранила дружбу с супругой Евгения Вахтангова.

– Мы жили на Арбате, в доме 20, квартира 8. Этот дом расположен рядом с Театром имени Вахтангова, – вспоминает брат Александра, заслуженный артист России Евгений Федоров

. – Огромная пятикомнатная квартира принадлежала моему отчиму – Виктору Алексеевичу Збруеву. Он занимал высокий пост заместителя наркома связи, хотя корней был далеко не рабоче-крестьянских. В силу своей должности и уровня профессионализма участвовал в строительстве и оборудовании Шаболовского телецентра в Москве. Даже ездил во главе делегации в США закупать для него оборудование. Я имел счастье прожить с этим удивительным человеком шесть лет, до его гибели. Если во мне хоть что-то есть хорошего, я обязан этим именно ему. В тридцать седьмом Виктора Алексеевича арестовали. Когда арестовывали одного за другим его друзей, он все время говорил, что его это коснуться не может. Основания, как он считал, не было. Но однажды ночью и в нашу дверь позвонили. В квартиру вошли очень вежливые люди. Извинились за вторжение, потом предъявили ордер на обыск. Потрошили в основном книги, особенно почему-то в моей комнате. Вывернули из альбомов всю мою коллекцию марок… Затем сказали, чтобы Виктор Алексеевич собирал вещи. «Танечка, – обратился он к маме, – не волнуйся, я скоро вернусь… Это какое-то недоразумение…» Потом нам сообщили, что все комнаты, кроме одной, будут опечатаны. И мама сообразила занять ту, где находился рояль.

С мамой в ссылке

– Как это ни странно, я очень хорошо помню, как мы жили в Рыбинске в совершенно нечеловеческих условиях – в крохотной комнатке, которая топилась «буржуйкой», – рассказывает Александр Збруев. – Помню мамину подругу и ее сына Гарика, с которым мы дружили. Однажды зимой бегали-резвились и провалились в колодец. Причем он-то выбрался, а я оказался очень глубоко. Холод собачий, перепугался, ору, плачу… Смутно помню какие-то голоса, женский истеричный крик… Несколько лет назад, когда Ленком был на гастролях в Америке, я встретился с Анной Ефимовой (ей было восемьдесят два года) и Гариком, который стал писателем. Будто снова в детстве очутился. Только вот мамы уже давно нет… Валентина МАЛЯВИНА, заслуженная артистка России: – Мы учились с Сашей в одной школе возле резиденции американского посла, пока его за плохое поведение не перевели в другую. Он ведь считался известным арбатским хулиганом… На самом деле Саша был очень веселым, смешным, отчаянным, открытым мальчишкой. На Арбате в него влюблялись все девчонки. Мне было семнадцать лет, когда мы с Сашей решили пожениться. Отправились в загс, а нас оттуда погнали. Причем мы уже были почти расписаны, и фотограф прицелился, чтобы запечатлеть этот торжественный миг, как вдруг обнаружилось мое несовершеннолетие. Но мы не растерялись, побежали в райисполком. «Мы хотим быть друг с другом как мужчина и женщина!» – упрашивали там ответственных товарищей. Наша сознательность их покорила. Ну а потом пришли ко мне домой. Свидетельство о браке я держала за спиной. Мама подумала, что мы с Сашей вернулись из театра, а вот бабушка заподозрила неладное. «Что это там Валя прячет?.. Смотри, как они стоят – по струнке!»

И Саша отважился: «Тут у нас приключилась такая история… такая история… Вы готовьтесь к ней – она хорошая». После чего мы свидетельство о браке и предъявили… Маме чуть дурно не стало. А Саша частит: «Вы поймите – это же счастье, счастье, счастье! Поехали все вместе к моей маме, помогите нам ее уговорить!»

Татьяна Александровна выслушала нас не перебивая, высоко подняв брови… Потом предложила чаю. Затем деликатно спросила, на что мы будем жить, и Сашка ответил, что все устроится. Так и вышло: скоро мы оба начали сниматься и никаких материальных проблем не испытывали.

Валентина МАЛЯВИНА

– Тем не менее ваш ранний брак распался? – Именно потому и распался, что был слишком ранним. С одной стороны, Саша по-прежнему очень нравился женщинам (и, мне кажется, не безответно), с другой – он был ревнив по отношению к моим друзьям, коллегам, режиссерам… И хотя я ему не изменяла, он не мог в это поверить. Раз вместе с Тарковским и «Ивановым детством» я объездила весь мир – значит, между нами что-то происходит! Однажды я уехала в длительную экспедицию в ростовскую степь сниматься в фильме «Подсолнух» и там познакомилась с режиссером Павлом Арсеновым. Он был молод, красив, образован, и мы действительно влюбились друг в друга… Сохранять брак с Сашей уже не было никакого смысла. Однако прошли годы, и мы стали с ним друзьями, многое поняв и простив друг другу.

ЕЩЕ РАЗ О «ДЕТЯХ АРБАТА»

Семью «врага народа» Збруева выслали из Москвы. А сына от первого брака оставили на произвол судьбы. Слава Богу, нашлись добрые люди, позаботились о мальчике. Управдом, который очень уважал Виктора Алексеевича, похлопотал, чтобы Жене Федорову разрешили остаться в той комнате, в которой они с матерью жили последние месяцы. Шесть лет жил он на те деньги, что мама выручила от продажи рояля…

– В сорок четвертом году маму вызвали в Москву телеграммой: я был при смерти. Купаясь в одном из подмосковных водоемов, оцарапался и получил общее заражение крови. К тому времени я уже учился на втором курсе Щукинского театрального училища. И Рубен Симонов и Людмила Целиковская достали для меня в канадском госпитале, который находился в Москве, американский пенициллин.

Вернувшись в Москву, Татьяна Александровна разыскала приятеля своего мужа – Николая Булганина, которого в свое время Виктор Збруев сделал директором электролампового завода. И он посодействовал в том, чтобы ее приняли на завод в отдел контроля, и порекомендовал ей похлопотать о реабилитации мужа. И Татьяне Александровне удалось этого добиться. Но что удивительно, ей выплатили зарплату мужа за все эти годы!

– Когда мы вернулись с мамой в нашу бывшую квартиру, – говорит Александр, – во все комнаты уже вселили разный сброд, даже не хочется их вспоминать.

Единственная фотография отца

– И кто занимался вашим воспитанием? – Как кто? Улица!.. Школу я не любил. Меня тянуло к людям более свободным и угнетала замкнутость школьного пространства, заорганизованность и требования дисциплины…

– Могу себе представить, как пошпыняли вас в школе за отца…

– Я, конечно, об отце никогда не рассказывал. Но рано или поздно все всплывало. И начиналось: «Как его приняли в пионеры?! Исключить, выгнать из школы!» Хотя бывали и приятные моменты, когда нам всем на переменках давали горячие бублики или пирожки. Или вдруг выдали ордера на бесплатное получение пальто. После чего мы пришли в школу, как китайцы, все в одинаковых пальто на вырост… Но чаще я сбегал с уроков, чтобы погонять в футбол. Игры эти обычно заканчивались дракой… Товарищи в основном были старше меня. Многие потом попали в тюрьму… Ирина АЛФЕРОВА, народная артистка России: – Я бы сказала, что Саша Збруев наиболее близок мне человечески среди всей труппы Ленкома. Все, кто работает в этом театре, так или иначе принимают «условия» этого театра и его главного режиссера. Саша в творчестве никогда и ни в чем не идет ни на какие компромиссы.

Наблюдая Сашу со стороны, я могу понять, почему он настолько неудовлетворен сделанным, – у него очень высокая творческая и человеческая планка. Он ведь начинал с бешеного успеха в картине «Мой младший брат» и, вероятно, внутренне постоянно стремится к подтверждению этого успеха. Кроме того, Бог дал ему потрясающую красоту, открытость, темперамент, внутреннее безумие, страсть, которые вылились в этой картине и которых я не наблюдала ни у кого… И я бы сказала, что судить о Збруеве как об актере и о человеке надо именно от этого маяка в его творчестве. Ведь там было и желание победить, и понять, и ничего не простить… Он живет на полную катушку, и дружит, и влюбляется!.. И поэтому многие просто не в состоянии его понять. И в творчестве ему нужен режиссер такой же человеческой силы. Посмотрите еще раз фильм «Мой младший брат», в нем ключ к разгадке личности Александра Збруева.

«Бременские музыканты». С Михаилом Глузским и Дмитрием Марьяновым

– Маму не пугало пагубное влияние улицы? – А что она могла изменить? Терпеливо выслушивала жалобы соседей и даже милиции. Потом ругала меня. Могла подзатыльник влепить. Но не больше. Всерьез никогда не била. Даже когда меня поймали на мелком воровстве… Было и такое. Совсем еще маленьким я зашел в комнату к соседским девочкам и увидел на столе скомканные бумажные деньги. Схватил их, сунул в карман и убежал в свою комнату. Пропажа обнаружилась, и меня мгновенно вычислили. Вот тогда мне очень сильно попало: брат кричал и даже врезал. А мама молча взяла за руку, повела на улицу и громко, чтобы все вокруг слышали, отчитала: «Вот сейчас я тебя этому милиционеру сдам, раз ты такой воришка растешь! И тебя увезут, и домой больше никогда не вернешься, чтобы ты знал, что бывает за воровство…» Я что есть мочи голосил: «Мама! Не надо! Что ты делаешь?! Я больше никогда не буду!..» Меня настолько потрясла перспектива серьезного наказания, что после этого случая чужие вещи к моим рукам больше не «прилипали».

– Однако по скользкой дорожке вниз вы не скатились. Напротив, выкарабкались к вершинам славы и популярности.

-Наверное, причиной тому гены. Сыграл свою роль и пример старшего брата. Много времени проводил я в Театре имени Вахтангова, где он играл, не пропускал ни одной премьеры… Хотя артистом стать я все-таки не собирался.

– А кем собирались?

– Да как-то даже и не думал над тем, кем буду. Хотел как можно быстрее уйти из школы куда-нибудь в «ремеслуху» – все мои друзья бросали школу и уходили в ремесленное училище, чтобы работать на заводах. И в восьмом классе я тоже собрался уходить. Прогуливал занятия, просиживал учебные часы в кинотеатрах. Причем по сто раз смотрел одни и те же фильмы. Это были классные картины, к примеру, «Секретарь райкома», где играли Ванин, Остангов, Ладынина, Жаров.

Людмила САВЕЛЬЕВА

Арбатская вольница была пропитана еще и атмосферой любви. – Я помню и свою первую любовь, и вторую… Из-за моего шалопаистого поведения меня частенько переводили из одной школы в другую. В четвертом классе по блату устроили в так называемую лесную школу, где дети жили целый год, как в санатории. И я влюбился там в девочку, которая всерьез занималась гимнастикой. А я сбегал с уроков, чтобы наблюдать за ее тренировками. Когда она делала стойку на руках, учитель физкультуры ее поддерживал… А я очень ревновал к нему. В результате остался на второй год и потерял ее из виду. Несколько лет спустя ко мне за кулисы после дипломного спектакля зашла девушка и говорит: «Здравствуй… те». Это была та самая гимнастка… На следующий день она фотографию принесла, где мы вместе с ней в лесной школе. Но она была уже совсем-совсем другой. А потом я влюбился в циркачку с Арбата – симпатичную блондинку небольшого росточка… Людмила САВЕЛЬЕВА, народная артистка России: – Я влюбилась в Сашу, увидев его в фильме «Мой младший брат», когда еще жила в Ленинграде и занималась балетом. Потом Сергей Бондарчук пригласил меня в картину «Война и мир» на роль Наташи Ростовой. И на фоне первого бала моей героини и начался наш роман с Сашей Збруевым. Должна сказать, Саша был очень хорош собой, энергичен, с необыкновенным юмором и, в отличие от других, старавшихся казаться взрослее и солиднее, вел себя как мальчишка. Кстати, до сих пор в нем те мальчишеские качества и свойства души, которыми тогда я была покорена и которые мне безумно нравятся. Мне кажется, что для актера очень важно сохранить в себе какое-то детство и ребячливость…

Многие годы я прожила с ним как за каменной стеной, хотя и сама кое-что в этой жизни умею. И во многом очень надеюсь на Сашу. Особенно после того, как ушли из жизни мои родители.

– Его популярность и поклонницы вас никогда не смущали?

– Вообще по натуре своей я очень наивна. И до определенного времени думала, что если люблю и не позволяю себе никаких приключений, значит, так же должно быть и у моего близкого и любимого человека… Сейчас же, помудрев, считаю: чем больше людей будут его любить и чем большим обожанием он будет окружен – тем лучше. Во всяком случае, он этого достоин!

РОЛИ, КОТОРЫЕ ОН НЕ СЫГРАЛ
В роли Сталина

Судьбе было угодно, чтобы Александр Збруев поступил после школы в театральное училище. И вся арбатская «банда» провожала его под гитарный перебор до дверей Щукинского училища на вступительные экзамены… Той же судьбе было угодно, чтобы еще студентом он снялся в фильме режиссера Александра Зархи «Мой младший брат» по повести Василия Аксенова «Звездный билет». – Для нас – Андрея Миронова, Олега Даля, меня, студента четвертого курса, – эта картина была как бы путевкой в жизнь, – рассказывает Александр. – Увы, быстротечной она оказалась для Миронова и Даля.

После окончания училища, в 1961 году, Збруева пригласил в свою труппу лучший в то время театральный режиссер Москвы Анатолий Васильевич Эфрос. Это был Театр имени Ленинского комсомола. Когда же его Режиссер перешел в Театр на Малой Бронной, Александр попытался было перейти следом. Не получилось – проработав там месяца полтора, он вернулся в Ленком.

– Ленком – мой дом, – всегда подчеркивает Александр. – Я начинал здесь и сыграл у Эфроса мощнейшую роль Марата в арбузовской пьесе – люди до сих пор помнят этот спектакль… Захаров, Янковский, Абдулов пришли в этот театр куда позже.

В театре не баловали Збруева громкими ролями. Возможно, оттого, что он не искал дружбы с режиссерами, от которых актер очень зависим. Скорее даже отстранял себя от подобной дружбы… Однако через пять-семь-восемь лет громкие работы все же случались. А паузы в театре заполнял кинематограф. Збруев снимался в кино очень много. Тем не менее считает, что ничего особенного в своей жизни пока не сделал, чему можно было бы радоваться и чем гордиться.

– Увы, у меня не было таких эпохальных картин, как «Летят журавли» или «Сорок первый», – говорит он. – Хотя кое-что зрителю все-таки запомнилось… Но мне этого мало. И грустно от того, что возможностей для творческой самореализации становится все меньше. Возможно, с маминым молоком я впитал и мысли ее невеселые, и нервные потрясения… У меня были и простои, было и отчаяние… Ведь по сути своей актеры – трудоголики, совершенно не умеющие отдыхать. Это одна из немногих профессий, когда люди хотят постоянно и много работать. Мне, чтобы снять усталость, надо работать в театре. А устав там, я думаю: скорее бы на съемочную площадку, вот там я и отдохну. Происходит переключение, понимаете?

Но именно этой работы ему все время и не хватает. Так же как не хватает и признания. Да-да, не удивляйтесь. В силу внутренней интеллигентности он никогда не ходил к начальству и не бил себя кулаком в грудь. Оттого и звания все получал гораздо позже, чем его коллеги, и в зарубежные поездки его очень долго не выпускали. – В ту пору очень многие были невыездными. Меня не выпускали с моими фильмами во Францию на фестиваль Авиньон, в Португалию, на киносъемки в Голландию, Колумбию… И выпустили совершенно неожиданно. На фестиваль в Венецию ехала очень большая делегация кинематографистов, в их числе и я. Возможно, сыграло свою роль то, что я очень конкретно повел себя в довольно скользкой ситуации…

Однажды утром в его квартире раздался телефонный звонок. Незнакомец, назвавшись представителем службы, о которой по телефону особенно не говорят, предложил встретиться.

– Поняв, что это за звонок, я стал «прикалываться»: мол, какая еще служба? Тот убеждал, что встретиться надо обязательно, например, по дороге в театр. А узнаю я его безо всяких проблем. Тем более ему известно, на какой машине я подъеду… Пришлось согласиться. И уже на Кузнецком мосту этот человек прямым текстом – разве что интеллигентно и с милой улыбкой – стал предлагать мне поработать на эту самую организацию, мотивируя предложение моей общительностью, обаятельностью и отношением ко мне окружающих. Пытался заинтересовать ссудой для посещения ресторанов, для более беспечной жизни… Едва сдержался, чтобы не обложить его и не послать слишком далеко. Категорично и резко отрезал, что из этой затеи у них ничего не получится – обратились не по адресу. Быстренько распрощался, мол, тороплюсь на репетицию. По всей видимости, и в глазах моих что-то еще происходило в этот момент, потому что «товарищ» буквально выскочил из машины. Но что самое удивительное, буквально через несколько дней я выехал за границу! А когда вернулся, снова раздался звонок. И в трубке – тот же голос, мол, вот вы уже и в Венецию съездили… Что-нибудь интересного там было?.. И я, прикинувшись, что не понимаю вопроса, стал рассказывать, какой потрясающий город Венеция…

– А в партию вступать вам не предлагали?

– Да много раз! И это, кстати, было очень выгодно и из карьерных соображений, и для получения званий и регалий… Но дух свободы, к которому я привык с детства, был для меня важнее всего. Не думал я никогда ни о какой карьере. Всегда самого себя откладывал на потом. Может, потому что я – москвич. У нас своя особая жизнь, некое государство в государстве. Люди приезжие врываются в наш мир, чтобы завоевать его, сделать карьеру. Они умеют пользоваться тем, с чем я давно свыкся и даже перестал замечать. А может, у них больше энергии и нахальства.

В околотеатральных кругах довелось слышать историю о том, что Глеб Панфилов, задумав постановку «Гамлета», предложил Збруеву сыграть главную роль. Янковский предполагался на роль Клавдия. Когда же Збруев позвонил коллеге, чтобы обсудить этот проект и возможность пробить его постановку на ленкомовской сцене, Янковский тут же стал выяснять, кто будет играть главную роль, давая понять, что поддержит идею, если эта роль достанется ему. И Збруев не задумываясь подарил Янковскому Гамлета, оставив себе Клавдия!.. – Еще одна такая роль – Николай Второй в некоммерческом антрепризном спектакле «Последняя ночь последнего царя» по пьесе Радзинского в постановке Фокина, где вместе со мной играют Михаил Ульянов, Ирина Купченко, Евгений Миронов и детская балетная труппа Михаила Лавровского. И хотя я очень настороженно отношусь к антрепризе, участие в этом спектакле было очень важным для меня. Хотя я даже не отдавал себе в этом отчета. Я только понимал, что должен сыграть. Перекрестился и пошел на сцену. Но на одной из репетиций свалился с декорации и довольно сильно разбил голову. После чего помолился в церкви, еще раз перекрестился и попросил у Всевышнего разрешения играть эту роль. И сыграл.

И еще. Я довольно часто получаю письма от людей, которые просят, умоляют помочь их детям сделать какие-то операции. И каждый раз чувствую себя безумно несчастным от того, что не располагаю такими возможностями. Ведь посмотрите – на Западе актеры не только благотворительностью занимаются, но и могут позволить себе иметь по пять-шесть детей, у того же Андрона Кончаловского – пятеро… Как бы я хотел иметь столько же! Но не могу позволить себе в наших условиях это безрассудство, а значит, уже не могу быть в полной мере счастливым. И не могу снять с себя всю меру ответственности перед близкими людьми… Наша страна не дает нам возможности ощущать себя счастливыми. Так что все очень и очень грустно.

– Ну хорошо, а красивых женщин вы вокруг себя замечаете?

Театральная деятельность

В течение двух лет молодому актеру доверяли лишь второстепенные роли. Этого времени хватило, чтобы он набрался необходимого опыта у старших коллег. Когда в «Ленком» перевелся новый театральный режиссер Анатолий Эфрос, он сразу разглядел в живом и эмоциональном Збруеве большой актерский потенциал. Александр вскоре получил свою первую центральную роль: в спектакле «О Лермонтове…» он сыграл юного поэта. Уже после первой премьеры о Збруеве заговорили как об очень перспективном актере.

Не менее яркой и значимой для Збруева оказалась постановка Эфроса «Мой бедный Марат». Далее последовали главный роли одна за другой, и Збруев смог утвердиться в театре в качестве одного из ведущих актеров.

Александр оказался верен «Ленкому»: он часто получал заманчивые предложения от других театров, но никогда не изменял родной сцене, прославившей его. На подмостках «Ленкома» Збруев выступает до сих пор.

Признание и награды[править | править код]

  • почётное звание «Заслуженный артист РСФСР» (23 декабря 1977 года) — за заслуги в области советского театрального искусства [13]
  • почётное звание «Народный артист РСФСР» (26 мая 1989 года) — за большие заслуги в области советского искусства [14]
  • Орден Почёта (25 августа 1997 года) — за большие заслуги в развитии театрального искусства [15]
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 2002 года (5 июня 2003 года) — за спектакль Московского театра «Ленком» «Шут Балакирев» [16]
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (13 сентября 2013) — за выдающийся вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность [17]
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (25 июля 2007) — за большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность [18]
  • Ежегодная театральная премия газеты «Московский комсомолец» за 2008 год[19]
  • Чеховская медаль (2005)[20]
  • Фестиваль «Московская премьера» — приз им. Михаила Ульянова за лучшее исполнение мужской роли («Кино про Алексеева»)[21].
  • Премия «Золотой орёл» за лучшую мужскую роль в кино («Кино про Алексеева») (2015)
  • Нагрудный знак Министерства культуры Российской Федерации «За вклад в российскую культуру» (2018 год)[22].

Ссылка на основную публикацию
Похожее